Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Дворец детского (юношеского) творчества»
Конспект занятия сольфеджио.
1 год обучения.
Тема: Мажор – минор.
Дзержинск
2013г.
Цель: научить слушать музыку, понимать настроение и замысел композитора.
Задачи:
1. Познакомить с понятиями «мажор» и «минор».
2. Развить интерес к познавательной деятельности, внимание, музыкальный
слух, образное мышление.
4. Воспитать аккуратность и трудолюбие.
Оборудование:
- столы, стулья, доска, фортепиано.
- карточки с изображением «Мажора» и «Минора».
- нотный материал.
- учебник «Сольфеджио. 1-2 класс» Баева, Зебряк.
Ход занятия:
1. Взаимное приветствие.
2. Тема нашего сегодняшнего занятия «Мажор и минор». Мы должны научиться слушать музыку, понимать её настроение и замысел композитора. Сейчас я вам сыграю два произведения, а вы их внимательно послушаете и потом ответите на мои вопросы.
(Звучит грустная и весёлая мелодии)
- Ребята, скажите мне, пожалуйста, эти мелодии одинаковые или разные? (Ответы детей)
- Правильно, эти мелодии разные. Одна – весёлая, а другая – грустная. Сейчас я вам раздаю карточки, на которых изображены кошки. Чем они отличаются? (Одна – весёлая, другая – грустная). Сейчас я вам буду играть произведения, а вы будете показывать мне карточку с изображением весёлой кошки, если мелодия весёлая и грустной кошки, если мелодия – грустная.
(Звучит несколько произведений).
- Весёлая музыка мажорная, а грустная – минорная. Весёлая кошка на карточке – мажор, а грустная кошка – минор. А теперь послушаем ещё несколько произведений.
- П.И. Чайковский «Старинная французская песенка».
-Какое настроение у музыки?
грустное, печальное.
-Какой лад?
минор.
- Прокофьев «Марш».
- Какое настроение у этой музыки?
весёлое, бодрое.
-Какой лад? Мажор или минор?
мажор.
- Чайковский «Осенняя песня».
- Какое настроение?
грустное, тоскливое, печальное.
- Какой лад?
минор.
- Шуман «Весёлый крестьянин»
-Какое настроение?
весёлое, бодрое.
-Какой лад?
мажор.
-Молодцы! А сейчас у нас физкультминутка.
- А сейчас вы все выполните проверочное задание. Будьте очень внимательны. (Работа с тестом «Музыкальные термины», в котором есть названия «Мажор» и «Минор». Учащиеся выбирают правильные ответы).
- Что сегодня вы узнали на уроке?
Узнали, что мажор – это весело, а минор – это грустно.
-Так что же выражает музыка?
Музыка выражает чувства и настроение людей.
-Правильно. Молодцы, сегодня все хорошо работали. А дома вы сами сделаете карточки, на которых сами изобразите весёлых и грустных персонажей и принесёте на следующее занятие.