Четверг, 21.11.2024, 11:29
Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт педагога Ольги Викторовны Логиновой

1. Пояснительная записка

1.1. Актуальность

      В музыкальной студии одной из обязательных дисциплин, способствующих музыкально-эстетическому воспитанию учащихся, расширению их музыкального вкуса, является сольфеджио.

      В словаре музыкальных терминов под редакцией О. Очаковской даётся такое определение: «сольфеджио (итал. solfeggio, от названий музыкальных звуков соль и фа) – 

1) учебный предмет, ставящий своей целью воспитание музыкального слуха; включает пение одноголосных и многоголосных отрывков из музыкальной литературы или специально написанных упражнений с произнесением названий звуков, а также музыкальный диктант и анализ на слух только что прозвучавших музыкальных отрывков;

2) специальные вокальные упражнения, главным образом с сопровождением фортепиано, исполняющиеся на гласные звуки».

     В современном понимании, сольфеджио — это учебный предмет, на котором изучается теория музыки, музыкальная грамота, происходит знакомство с музыкальными звуками, с их написанием (ноты),  расположением их на клавиатуре разных инструментов.

     Но нельзя забывать и о другом: музыкальная грамотность – это еще и музыкальный кругозор. Также это  абсолютное понимание смысла каждого средства музыкальной выразительности в его взаимосвязи со всей остальной музыкальной тканью.

     В музыкальной студии ДДЮТ сольфеджио рассматривается как  учебный предмет, который преподаётся как на народном, так и на фортепианном отделениях. Обучение сольфеджио воспитанников народного отделения музыкальной студии строится на основе адаптированной (модифицированной) программы, рассчитанной на 6 лет. Одним из основных разделов данной программы можно назвать раздел «Теоретические сведения».

Данный раздел изучается на протяжении всего курса обучения. Для воспитанников этот раздел очень важен и необходим. Теория – основа любого занятия. Знание теоретических основ музыки способствует воспитанию музыкального мышления обучающихся, вырабатывает сознательное отношение к изучаемым явлениям. В музыкальной практике у музыкантов – самоучек можно отметить такой недостаток: они практически не знают нотной  грамоты и, исполняя  произведения, опираются  только   на свои слуховые представления и память. И поэтому они могут только в общих чертах понять, что выражает произведение (страсть, печаль, радость) и, соответственно, передают только свои эмоции. Отсюда следует, что, изучив раздел «Теоретические сведения»,  воспитанники музыкальной студии выучат нотную грамоту,  и в дальнейшем будут  свободно разбирать  произведения, как для сольного исполнения, так и для исполнения в оркестре.  А также они в дальнейшем могут поступать  в специализированные высших и среде - специальных музыкальных учебных заведениях.

1.2. Принципы отбора содержания образования

Среди основных  подходов, применяемых  при изучении данного раздела, можно назвать:

 – личностно-ориентированный. Он  нацелен  на развитие неповторимости и индивидуальности личности каждого ребёнка.

Опирается на следующие принципы:

1.  самоактуализация;

2.  индивидуальность;

3.  доверия и поддержки.

         -  дифференцированный (на занятиях в группе учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка: уровень подготовленности, физиологические особенности). Основывается он на таких принципах:

1. соответствие обучения возрастным и индивидуальным способностям;

2. связь теории с практикой.

     Весь изучаемый материал данного раздела строится на постепенном усложнении.

В каждом последующем классе вводится новый материал, который может быть усвоен только при условии повторения и закрепления ранее пройденного.

1.3. Структура содержания тематических модулей программы

     Раздел «Теоретические сведения» содержит перечень необходимых знаний по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки. Это

- Знакомство с нотной грамотой:

 название и написание звуков, скрипичный ключ, нотный стан, штили, размер, тон-полутон, звукоряд (мажорная гамма);

- Освоение музыкальных терминов и понятий.

- Лады:

  мажор и минор трёх видов;

- Интервалы

 б2, м2, б3, м3, ч4, ч5, б6, м6, б7, м7, ч8;

- Аккорды  

Т3, S3, Д3 с обращением, Д7, Ум VII7 с разрешением;

-  Буквенные обозначения тональностей
- Группировка длительностей
- Секвенции
- Строение музыкальной речи
- Хроматизм  и хроматическая гамма
- Ритм
- Поиск тональностей.

     Темы в разные годы обучения не меняются, происходит усложнение материала по годам обучения.

     1 год обучения:

- На первом году обучения программа по сольфеджио предлагает довольно обширный перечень тем, которые необходимо пройти. Если на уроке по специальности весь новый материал подтверждается конкретными музыкальными примерами и игрой на инструменте, то предмет сольфеджио выглядит абстрактно. И здесь очень важно, буквально с первых шагов, заинтересовать ребенка, не перегрузить его информацией, дать новый материал незаметно, в форме игры, загадки, ребуса. Это может быть и игра «в космонавта», «в почтальона», то есть всё, что подсказывает  фантазия педагога. Объяснению каждой темы    предшествует слуховая подготовка на музыкальном материале. Поэтому связь теоретических знаний с конкретным показом высокохудожественного музыкального материала способствует лучшему их усвоению, вызывает у учащихся живой интерес к предмету, укрепляет взаимосвязь между музыкальной практикой учащихся и изучением музыкально-теоретических дисциплин.

2 год обучения:

- на втором году обучения продолжается усвоение воспитанниками теоретического материала. В это время они свободно ориентируются в тональностях.  Все пройденные элементы музыкального языка (интервалы, аккорды, гаммы, вокально-интонационные – упражнения) проигрываются ими на инструментах русского народного оркестра или на фортепиано.

3 год обучения:

- воспитанники третьего года обучения на уроках сольфеджио повторяют пройденное в предыдущие годы, постепенно усложняя материал. В этот год теория активно подкрепляется практикой. Учащиеся определяют  на слух простые интервалы и аккорды, поют  мажорные и минорные гаммы с вокально-интонационными упражнениями. В этот год обучения они хорошо владеют инструментом, поэтому могут свободно исполнять, записывать, анализировать музыкальные произведения, что создаёт необходимость знакомства их с основными музыкальными терминами, обозначениями темпов, динамических оттенков, характера исполнения.

 

 

4 год обучения:

- в этот год практическое применение теоретических знаний увеличивается. Постепенно усложняются оркестровые  произведения, в них  много сложных ритмических рисунков, тем самым воспитанники должны познакомиться с триолями и синкопами, пунктирным ритмом в разных размерах.

- 5 год обучения:

     - на протяжении всего года воспитанники повторяют пройденный материал (простые интервалы, аккорды, ритмические цепочки). Вводится понятие септаккорда. Объяснение  его происходит дифференцированно  для всех инструментов. Гитаристов знакомятся на примере подбора: в виде буквенных обозначений. Для аккордеонистов и баянистов – это  клавиатура левой руки; для балалаечников и домристов – определением на слух.

6 год обучения:

- подводится итог знаниям, приобретённым учащимися к моменту окончания музыкальной студии. Они вспоминают весь пройденный материал, происходит обобщение полученных знаний, что в дальнейшем будет показано  воспитанниками  на устном итоговом экзамене.

2. Общий учебно-тематический план

 

1  год обучения

п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

теория

практика

всего

7.

Теоретические сведения.

Темы: звукоряд, гамма, мажор, минор, тон, полутон, скрипичный ключ, диез, бемоль, паузы

 

8

 

-

8

 

2  год обучения

п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

теория

практика

всего

7.

Теоретические сведения.

Тема: три вида минора, интервал (общая характеристика), трезвучие с обращением (Т3),

5

3

проигрывание интервалов и аккордов на инструментах, пение вокально-интонационных упражнений в гаммах.

8

 

3  год обучения

п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

теория

практика

всего

7.

Теоретические сведения.

Темы: интервалы (б2, м2, б3, м3, ч4, ч5), главные трезвучия лада с обращением, нота с точкой в размере 2\4, музыкальные термины

3

3

пение главных трезвучий лада, называние музыкальных терминов в произведениях.

6

 

 

 

4  год обучения

п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

теория

практика

всего

7.

Теоретические сведения.

Темы: нота с точкой в разных размерах, триоль, синкопа, буквенные обозначения.

1

2

определение на слух интервалов и аккордов.

3

 

5 год обучения

п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

теория

практика

всего

7.

Теоретические сведения.

Темы: септаккорды (Д7, Ум VII7)

1

2

подбор аккомпанемента по буквенным обозначениям и исполнение с ним песен.

3

 

 

6 год обучения

п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

теория

практика

всего

7.

Теоретические сведения.

Темы: повторение пройденного материала.

1

2

Пение гамм с упражнениями, пение интервалов и аккордов, определение на слух интервалов и аккордов, выполнение ритмических заданий.

3

 

Цель: изучение нотной грамоты для дальнейшего применения в исполнительской практике.

 

 

Задачи:

- обучить  воспитанников нотной грамоте;

- развить восприятие, внимание, память, мышление;

- воспитать ответственность, организованность, самостоятельность.

 Результатом освоения радела «Теоретические сведения» является:

-  знание нотной грамоты, умение строить интервалы и аккорды,

    выполнение упражнений в гаммах (мажор и минор), знание

    музыкальных терминов;     

-  развитие музыкального слуха, памяти;

-  самостоятельное выполнение ритмических, вокально-интонационных  

   заданий.

4. Технологии и формы организации деятельности

При изучении данного раздела применяется технология полного освоения знаний.

Основная форма организации учебной деятельности – учебное занятие.

Основная форма занятия – групповая.

По типам занятия делятся на:

вводные, где происходит введение в образовательную программу;

- занятие первичного ознакомления с материалом, объяснение новых    

  тем, получение новых знаний учащимися;

- занятие – применение полученных знаний на практике. На этом занятии все задания дифференцированные, воспитанники выполняют их в зависимости от индивидуальных возможностей.

- занятие – повторение, закрепление полученных знаний.

- контрольное занятие, которое проходит в таких форма, как;

  • письменная контрольная работа по пройденным темам. Она выполняется каждым ребёнком в отдельности. Задания, как правило, дифференцированные, так как всё зависит от  способностей каждого ребёнка.
  • игра – обобщение пройденного материала, которая проходит в виде соревнования. Для игры  обучающиеся делятся на команды. Выполнив все задания, команда  выбирает одного человека для проверки упражнений.
  • составление ребусов, кроссвордов, рефератов. Учащиеся самостоятельно подбирают материал по выбранным темам. Выполненную работу они защищают, представив её своим товарищам.

     В конце каждого полугодия для проверки знаний учащихся проводятся контрольные уроки. Иногда, особенно в младших классах, их можно заменять викторинами. Для детей процесс соревнования представляется весьма интересным. Здесь нет скованности, сопутствующей контрольному уроку.

         Вариантов викторин - множество. Это зависит от фантазии и желания педагога. Мы проводим с детьми викторины: 

- «Путешествие в мир звуков»

- «В гости к музыкальным знакам»

- «Ритмическая мозаика»

- «Словарный  турнир».

      Викторины помогут ребенку перейти от игры к учебе, сформируют потребность в получении знаний, помогут усваивать знания путем активного восприятия.

5. Учебно-методический комплекс

Учебно-методический комплекс включает в себя:

- образовательная программа по сольфеджио;

- учебник «Сольфеджио для 1-2 классов ДМШ» под ред. Баевой, Зебряк;

- учебник «Сольфеджио. Часть I. Одноголосие» под ред. Калмыкова, Фридкина;

- учебник  «Сольфеджио. Часть II. Двухголосие»; под ред. Калмыкова, Фридкина;

- учебник «Задачи и упражнения по элементарной теории музыки» В. Хвостенко;

- учебное пособие «Музыкальные диктанты для ДМШ» Г. Фридкина;

- аудиокассеты с записями музыкальных диктантов;

- диски с музыкальными играми «Путешествие в мир музыки»;

- работы, выполненные воспитанниками (ребусы, сканворды, кроссворды);

- наглядные пособия (карточки);

- дидактические карточки (приложение №1).

6. Список литературы

1. Бырченко Т., Франио Г. «Хрестоматия по сольфеджио  и ритмике». М.; «Советский композитор», 1991.

2. Вахромеева. Справочник по музыкальной грамоте и сольфеджио. М.; «Музыка», 2004.

3. Вейс. Музыкальный букварь. М.; «Музыка», 1996.

4. Зебряк Т.  музыкальная грамота в сказках. М.; «Кифара», 2007.

5. Зебряк Т. Сочиняем на уроках сольфеджио. М.; «Музыка», 1998.

6. Кончаловская Н. Нотная азбука. М.; «Музыка», 1996.

7. Металлиди. Сольфеджио для ДМШ. М.; «Музыка», 1993.

8. Михеева Л. «Музыкальный словарь в рассказах». М.; «Советский композитор», 1984.

9. Очаковская О. «Энциклопедический словарь юного музыканта». М.; «Педагогика», 1985.

10. Фридкин Г. «Практическое руководство по музыкальной грамоте». М.; «Музыка», 1988.

 

7. Результаты апробации содержания раздела «Теоретические сведения»

      Результаты апробации содержания раздела «Теоретические сведения» рассматривались на воспитанниках группы №3 (учащиеся 3 года обучения  2012-2013 уч. год). Была проведена проверочная  работа в конце  учебного года.  Она показала,  что    воспитанники освоили следующие темы:

- интервалы (б2, м2, б3, м3, ч4, ч5), главные трезвучия лада с обращением, нота.с точкой в размере 2/4, музыкальные термины;

-      пение главных трезвучий лада, называние музыкальных терминов в произведениях.

     Из группы (8 человек) задания без ошибок выполнили 4 человека (50%). Это состав группы с высоким уровнем развития. Им в дальнейшем можно усложнять задания: они могут самостоятельно составить цепочки интервалов и проверить их друг у друга. При выполнении ритмических упражнений воспитанники могут использовать все размеры (2/4, 3/4, 4/4).

      Остальным ребятам (4 человека – 50%) в дальнейшем можно предлагать задания немного упрощённые: построение интервалов только от одного звука, называние музыкальных терминов в произведениях, которые они исполняют на уроках специальности.

      Группа №4 (учащиеся 4 года обучения  20011-2012 уч. год) – в конце учебного года выполнили проверочную работу, в которой они показали, что освоили следующие темы:

- нота с точкой в разных размерах, триоль, синкопа, буквенные обозначения;

- определение на слух интервалов и аккордов.

     Работа проходила в форме соревнования. Дети были поделены на две группы, причём, в каждой группе были дети с высоким уровнем освоения программы (по 2 человека). Они были кураторами в своих подгруппах.  Воспитанники со средним уровнем, выполнив свои задания,    могли задавать вопросы своим кураторам. В результате получилось следующее: кураторы были ответственны не только за свои работы, но и помогали товарищам, что привело к более высоким результатам.

     Группа №5 (учащиеся 5 года обучения  2012-2013 уч. год) в конце первого полугодия освоила такие темы, как:

- септаккорды (Д7, Ум VII7);

- определение на слух Д7, Ум VII7.

     Для проверки результативности деятельности за последние три года (2007-2008, 2008-2009, первое полугодие 2010 учебных годов) были проведены  контрольные   работы по теме «Интервалы и аккорды». Работы выполняла группа №3  (учащиеся 3 года обучения  2007-2008 уч. год), группа №4 (учащиеся 4 года обучения  2011-2012 уч. год), группа №5 (учащиеся 5 года обучения  2012-2013 уч. год).

     Учащимся 3 года обучения предлагалась самостоятельная работа «Построение интервалов и аккордов от разных звуков». Получились следующие данные:

Работу выполняли – 8 человек:

- высокий уровень – (0 ошибок) – 4 человека (50%);

- средний уровень – (1-2 ошибки) – 3 человека (37,5%);

- ниже среднего -  (более 2 ошибок) – 1 человек (12,5%).

Диаграмма №1.

 

      По результатам проведённой работы, я сделала вывод, что большая часть группы тему освоила, и в дальнейшем эти задания можно усложнять.

     Этим же учащимся  в следующем учебном году (4 год обучения 2011-2012 уч. года) была предложена усложнённая контрольная работа на построение интервалов и аккордов. Работа была составлена с учётом индивидуальных способностей детей. Для тех, кто в предыдущий год освоил тему на 100%, предлагалось кроме обязательных заданий выполнить ещё и дополнительные.

Получились следующие результаты:

- высокий уровень - (0 ошибок) – 4 человека (50%);

- средний уровень – (1-2 ошибки) – 2 человека (25%);

- низкий уровень – (более 2 ошибок) – 2 человека (25%).

Диаграмма №2.

 

      По результатам видно, что основной состав этой группы справляется с заданиями стабильно и им можно предлагать самостоятельное составление заданий друг другу. Так же  они могут сами проверить все упражнения.  Ко всем остальным детям должен быть применим дифференцированный подход: задания ими выполняются по индивидуальным карточкам.

    В первом полугодии 2012-2013 учебного года эти же воспитанники, но  уже будучи группой пятого года обучения в конце первого полугодия выполняли письменную контрольную работу. Она составлялась мной  с учётом предыдущих результатов. Группе детей с высоким уровнем освоения материала (4 человека) были предложены разные задания:

- построение интервалов и аккордов от разных звуков;

- построение интервалов и аккордов от одного звука;

- построение интервалов в гамме.         

Результаты контрольной работы:

все учащиеся, которые в предыдущие годы имели   высокий  результат, справились с работой.

     Остальным ребятам (4 человека) предлагалось самим выбрать задания. Воспитанники, реально  оценив свои возможности, выбирали для себя карточки с заданиями.

Получились следующие результаты:

- высокий уровень - (0 ошибок) – 3 человека (75%);

- средний уровень – (1-2 ошибки) – 1 человек (25%);

- низкий у

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 5
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz