1. Пояснительная записка
1.1. Актуальность
В музыкальной студии одной из обязательных дисциплин, способствующих музыкально-эстетическому воспитанию учащихся, расширению их музыкального вкуса, является сольфеджио.
В словаре музыкальных терминов под редакцией О. Очаковской даётся такое определение: «сольфеджио (итал. solfeggio, от названий музыкальных звуков соль и фа) –
1) учебный предмет, ставящий своей целью воспитание музыкального слуха; включает пение одноголосных и многоголосных отрывков из музыкальной литературы или специально написанных упражнений с произнесением названий звуков, а также музыкальный диктант и анализ на слух только что прозвучавших музыкальных отрывков;
2) специальные вокальные упражнения, главным образом с сопровождением фортепиано, исполняющиеся на гласные звуки».
В современном понимании, сольфеджио — это учебный предмет, на котором изучается теория музыки, музыкальная грамота, происходит знакомство с музыкальными звуками, с их написанием (ноты), расположением их на клавиатуре разных инструментов.
Но нельзя забывать и о другом: музыкальная грамотность – это еще и музыкальный кругозор. Также это абсолютное понимание смысла каждого средства музыкальной выразительности в его взаимосвязи со всей остальной музыкальной тканью.
В музыкальной студии ДДЮТ сольфеджио рассматривается как учебный предмет, который преподаётся как на народном, так и на фортепианном отделениях. Обучение сольфеджио воспитанников народного отделения музыкальной студии строится на основе адаптированной (модифицированной) программы, рассчитанной на 6 лет. Одним из основных разделов данной программы можно назвать раздел «Теоретические сведения».
Данный раздел изучается на протяжении всего курса обучения. Для воспитанников этот раздел очень важен и необходим. Теория – основа любого занятия. Знание теоретических основ музыки способствует воспитанию музыкального мышления обучающихся, вырабатывает сознательное отношение к изучаемым явлениям. В музыкальной практике у музыкантов – самоучек можно отметить такой недостаток: они практически не знают нотной грамоты и, исполняя произведения, опираются только на свои слуховые представления и память. И поэтому они могут только в общих чертах понять, что выражает произведение (страсть, печаль, радость) и, соответственно, передают только свои эмоции. Отсюда следует, что, изучив раздел «Теоретические сведения», воспитанники музыкальной студии выучат нотную грамоту, и в дальнейшем будут свободно разбирать произведения, как для сольного исполнения, так и для исполнения в оркестре. А также они в дальнейшем могут поступать в специализированные высших и среде - специальных музыкальных учебных заведениях.
1.2. Принципы отбора содержания образования
Среди основных подходов, применяемых при изучении данного раздела, можно назвать:
– личностно-ориентированный. Он нацелен на развитие неповторимости и индивидуальности личности каждого ребёнка.
Опирается на следующие принципы:
1. самоактуализация;
2. индивидуальность;
3. доверия и поддержки.
- дифференцированный (на занятиях в группе учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка: уровень подготовленности, физиологические особенности). Основывается он на таких принципах:
1. соответствие обучения возрастным и индивидуальным способностям;
2. связь теории с практикой.
Весь изучаемый материал данного раздела строится на постепенном усложнении.
В каждом последующем классе вводится новый материал, который может быть усвоен только при условии повторения и закрепления ранее пройденного.
1.3. Структура содержания тематических модулей программы
Раздел «Теоретические сведения» содержит перечень необходимых знаний по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки. Это
- Знакомство с нотной грамотой:
название и написание звуков, скрипичный ключ, нотный стан, штили, размер, тон-полутон, звукоряд (мажорная гамма);
- Освоение музыкальных терминов и понятий.
- Лады:
мажор и минор трёх видов;
- Интервалы
б2, м2, б3, м3, ч4, ч5, б6, м6, б7, м7, ч8;
- Аккорды
Т3, S3, Д3 с обращением, Д7, Ум VII7 с разрешением;
- Буквенные обозначения тональностей
- Группировка длительностей
- Секвенции
- Строение музыкальной речи
- Хроматизм и хроматическая гамма
- Ритм
- Поиск тональностей.
Темы в разные годы обучения не меняются, происходит усложнение материала по годам обучения.
1 год обучения:
- На первом году обучения программа по сольфеджио предлагает довольно обширный перечень тем, которые необходимо пройти. Если на уроке по специальности весь новый материал подтверждается конкретными музыкальными примерами и игрой на инструменте, то предмет сольфеджио выглядит абстрактно. И здесь очень важно, буквально с первых шагов, заинтересовать ребенка, не перегрузить его информацией, дать новый материал незаметно, в форме игры, загадки, ребуса. Это может быть и игра «в космонавта», «в почтальона», то есть всё, что подсказывает фантазия педагога. Объяснению каждой темы предшествует слуховая подготовка на музыкальном материале. Поэтому связь теоретических знаний с конкретным показом высокохудожественного музыкального материала способствует лучшему их усвоению, вызывает у учащихся живой интерес к предмету, укрепляет взаимосвязь между музыкальной практикой учащихся и изучением музыкально-теоретических дисциплин.
2 год обучения:
- на втором году обучения продолжается усвоение воспитанниками теоретического материала. В это время они свободно ориентируются в тональностях. Все пройденные элементы музыкального языка (интервалы, аккорды, гаммы, вокально-интонационные – упражнения) проигрываются ими на инструментах русского народного оркестра или на фортепиано.
3 год обучения:
- воспитанники третьего года обучения на уроках сольфеджио повторяют пройденное в предыдущие годы, постепенно усложняя материал. В этот год теория активно подкрепляется практикой. Учащиеся определяют на слух простые интервалы и аккорды, поют мажорные и минорные гаммы с вокально-интонационными упражнениями. В этот год обучения они хорошо владеют инструментом, поэтому могут свободно исполнять, записывать, анализировать музыкальные произведения, что создаёт необходимость знакомства их с основными музыкальными терминами, обозначениями темпов, динамических оттенков, характера исполнения.
4 год обучения:
- в этот год практическое применение теоретических знаний увеличивается. Постепенно усложняются оркестровые произведения, в них много сложных ритмических рисунков, тем самым воспитанники должны познакомиться с триолями и синкопами, пунктирным ритмом в разных размерах.
- 5 год обучения:
- на протяжении всего года воспитанники повторяют пройденный материал (простые интервалы, аккорды, ритмические цепочки). Вводится понятие септаккорда. Объяснение его происходит дифференцированно для всех инструментов. Гитаристов знакомятся на примере подбора: в виде буквенных обозначений. Для аккордеонистов и баянистов – это клавиатура левой руки; для балалаечников и домристов – определением на слух.
6 год обучения:
- подводится итог знаниям, приобретённым учащимися к моменту окончания музыкальной студии. Они вспоминают весь пройденный материал, происходит обобщение полученных знаний, что в дальнейшем будет показано воспитанниками на устном итоговом экзамене.
2. Общий учебно-тематический план
1 год обучения
№ п/п |
Наименование раздела |
Кол-во часов |
||
теория |
практика |
всего |
||
7. |
Теоретические сведения. Темы: звукоряд, гамма, мажор, минор, тон, полутон, скрипичный ключ, диез, бемоль, паузы
|
8
|
- |
8 |
2 год обучения
№ п/п |
Наименование раздела |
Кол-во часов |
||
теория |
практика |
всего |
||
7. |
Теоретические сведения. Тема: три вида минора, интервал (общая характеристика), трезвучие с обращением (Т3), |
5 |
3 проигрывание интервалов и аккордов на инструментах, пение вокально-интонационных упражнений в гаммах. |
8 |
3 год обучения
№ п/п |
Наименование раздела |
Кол-во часов |
||
теория |
практика |
всего |
||
7. |
Теоретические сведения. Темы: интервалы (б2, м2, б3, м3, ч4, ч5), главные трезвучия лада с обращением, нота с точкой в размере 2\4, музыкальные термины |
3 |
3 пение главных трезвучий лада, называние музыкальных терминов в произведениях. |
6 |
4 год обучения
№ п/п |
Наименование раздела |
Кол-во часов |
||
теория |
практика |
всего |
||
7. |
Теоретические сведения. Темы: нота с точкой в разных размерах, триоль, синкопа, буквенные обозначения. |
1 |
2 определение на слух интервалов и аккордов. |
3 |
5 год обучения
№ п/п |
Наименование раздела |
Кол-во часов |
||
теория |
практика |
всего |
||
7. |
Теоретические сведения. Темы: септаккорды (Д7, Ум VII7) |
1 |
2 подбор аккомпанемента по буквенным обозначениям и исполнение с ним песен. |
3 |
6 год обучения
№ п/п |
Наименование раздела |
Кол-во часов |
||
теория |
практика |
всего |
||
7. |
Теоретические сведения. Темы: повторение пройденного материала. |
1 |
2 Пение гамм с упражнениями, пение интервалов и аккордов, определение на слух интервалов и аккордов, выполнение ритмических заданий. |
3 |
Цель: изучение нотной грамоты для дальнейшего применения в исполнительской практике.
Задачи:
- обучить воспитанников нотной грамоте;
- развить восприятие, внимание, память, мышление;
- воспитать ответственность, организованность, самостоятельность.
Результатом освоения радела «Теоретические сведения» является:
- знание нотной грамоты, умение строить интервалы и аккорды,
выполнение упражнений в гаммах (мажор и минор), знание
музыкальных терминов;
- развитие музыкального слуха, памяти;
- самостоятельное выполнение ритмических, вокально-интонационных
заданий.
4. Технологии и формы организации деятельности
При изучении данного раздела применяется технология полного освоения знаний.
Основная форма организации учебной деятельности – учебное занятие.
Основная форма занятия – групповая.
По типам занятия делятся на:
- вводные, где происходит введение в образовательную программу;
- занятие первичного ознакомления с материалом, объяснение новых
тем, получение новых знаний учащимися;
- занятие – применение полученных знаний на практике. На этом занятии все задания дифференцированные, воспитанники выполняют их в зависимости от индивидуальных возможностей.
- занятие – повторение, закрепление полученных знаний.
- контрольное занятие, которое проходит в таких форма, как;
- письменная контрольная работа по пройденным темам. Она выполняется каждым ребёнком в отдельности. Задания, как правило, дифференцированные, так как всё зависит от способностей каждого ребёнка.
- игра – обобщение пройденного материала, которая проходит в виде соревнования. Для игры обучающиеся делятся на команды. Выполнив все задания, команда выбирает одного человека для проверки упражнений.
- составление ребусов, кроссвордов, рефератов. Учащиеся самостоятельно подбирают материал по выбранным темам. Выполненную работу они защищают, представив её своим товарищам.
В конце каждого полугодия для проверки знаний учащихся проводятся контрольные уроки. Иногда, особенно в младших классах, их можно заменять викторинами. Для детей процесс соревнования представляется весьма интересным. Здесь нет скованности, сопутствующей контрольному уроку.
Вариантов викторин - множество. Это зависит от фантазии и желания педагога. Мы проводим с детьми викторины:
- «Путешествие в мир звуков»
- «В гости к музыкальным знакам»
- «Ритмическая мозаика»
- «Словарный турнир».
Викторины помогут ребенку перейти от игры к учебе, сформируют потребность в получении знаний, помогут усваивать знания путем активного восприятия.
5. Учебно-методический комплекс
Учебно-методический комплекс включает в себя:
- образовательная программа по сольфеджио;
- учебник «Сольфеджио для 1-2 классов ДМШ» под ред. Баевой, Зебряк;
- учебник «Сольфеджио. Часть I. Одноголосие» под ред. Калмыкова, Фридкина;
- учебник «Сольфеджио. Часть II. Двухголосие»; под ред. Калмыкова, Фридкина;
- учебник «Задачи и упражнения по элементарной теории музыки» В. Хвостенко;
- учебное пособие «Музыкальные диктанты для ДМШ» Г. Фридкина;
- аудиокассеты с записями музыкальных диктантов;
- диски с музыкальными играми «Путешествие в мир музыки»;
- работы, выполненные воспитанниками (ребусы, сканворды, кроссворды);
- наглядные пособия (карточки);
- дидактические карточки (приложение №1).
6. Список литературы
1. Бырченко Т., Франио Г. «Хрестоматия по сольфеджио и ритмике». М.; «Советский композитор», 1991.
2. Вахромеева. Справочник по музыкальной грамоте и сольфеджио. М.; «Музыка», 2004.
3. Вейс. Музыкальный букварь. М.; «Музыка», 1996.
4. Зебряк Т. музыкальная грамота в сказках. М.; «Кифара», 2007.
5. Зебряк Т. Сочиняем на уроках сольфеджио. М.; «Музыка», 1998.
6. Кончаловская Н. Нотная азбука. М.; «Музыка», 1996.
7. Металлиди. Сольфеджио для ДМШ. М.; «Музыка», 1993.
8. Михеева Л. «Музыкальный словарь в рассказах». М.; «Советский композитор», 1984.
9. Очаковская О. «Энциклопедический словарь юного музыканта». М.; «Педагогика», 1985.
10. Фридкин Г. «Практическое руководство по музыкальной грамоте». М.; «Музыка», 1988.
7. Результаты апробации содержания раздела «Теоретические сведения»
Результаты апробации содержания раздела «Теоретические сведения» рассматривались на воспитанниках группы №3 (учащиеся 3 года обучения 2012-2013 уч. год). Была проведена проверочная работа в конце учебного года. Она показала, что воспитанники освоили следующие темы:
- интервалы (б2, м2, б3, м3, ч4, ч5), главные трезвучия лада с обращением, нота.с точкой в размере 2/4, музыкальные термины;
- пение главных трезвучий лада, называние музыкальных терминов в произведениях.
Из группы (8 человек) задания без ошибок выполнили 4 человека (50%). Это состав группы с высоким уровнем развития. Им в дальнейшем можно усложнять задания: они могут самостоятельно составить цепочки интервалов и проверить их друг у друга. При выполнении ритмических упражнений воспитанники могут использовать все размеры (2/4, 3/4, 4/4).
Остальным ребятам (4 человека – 50%) в дальнейшем можно предлагать задания немного упрощённые: построение интервалов только от одного звука, называние музыкальных терминов в произведениях, которые они исполняют на уроках специальности.
Группа №4 (учащиеся 4 года обучения 20011-2012 уч. год) – в конце учебного года выполнили проверочную работу, в которой они показали, что освоили следующие темы:
- нота с точкой в разных размерах, триоль, синкопа, буквенные обозначения;
- определение на слух интервалов и аккордов.
Работа проходила в форме соревнования. Дети были поделены на две группы, причём, в каждой группе были дети с высоким уровнем освоения программы (по 2 человека). Они были кураторами в своих подгруппах. Воспитанники со средним уровнем, выполнив свои задания, могли задавать вопросы своим кураторам. В результате получилось следующее: кураторы были ответственны не только за свои работы, но и помогали товарищам, что привело к более высоким результатам.
Группа №5 (учащиеся 5 года обучения 2012-2013 уч. год) в конце первого полугодия освоила такие темы, как:
- септаккорды (Д7, Ум VII7);
- определение на слух Д7, Ум VII7.
Для проверки результативности деятельности за последние три года (2007-2008, 2008-2009, первое полугодие 2010 учебных годов) были проведены контрольные работы по теме «Интервалы и аккорды». Работы выполняла группа №3 (учащиеся 3 года обучения 2007-2008 уч. год), группа №4 (учащиеся 4 года обучения 2011-2012 уч. год), группа №5 (учащиеся 5 года обучения 2012-2013 уч. год).
Учащимся 3 года обучения предлагалась самостоятельная работа «Построение интервалов и аккордов от разных звуков». Получились следующие данные:
Работу выполняли – 8 человек:
- высокий уровень – (0 ошибок) – 4 человека (50%);
- средний уровень – (1-2 ошибки) – 3 человека (37,5%);
- ниже среднего - (более 2 ошибок) – 1 человек (12,5%).
Диаграмма №1.
По результатам проведённой работы, я сделала вывод, что большая часть группы тему освоила, и в дальнейшем эти задания можно усложнять.
Этим же учащимся в следующем учебном году (4 год обучения 2011-2012 уч. года) была предложена усложнённая контрольная работа на построение интервалов и аккордов. Работа была составлена с учётом индивидуальных способностей детей. Для тех, кто в предыдущий год освоил тему на 100%, предлагалось кроме обязательных заданий выполнить ещё и дополнительные.
Получились следующие результаты:
- высокий уровень - (0 ошибок) – 4 человека (50%);
- средний уровень – (1-2 ошибки) – 2 человека (25%);
- низкий уровень – (более 2 ошибок) – 2 человека (25%).
Диаграмма №2.
По результатам видно, что основной состав этой группы справляется с заданиями стабильно и им можно предлагать самостоятельное составление заданий друг другу. Так же они могут сами проверить все упражнения. Ко всем остальным детям должен быть применим дифференцированный подход: задания ими выполняются по индивидуальным карточкам.
В первом полугодии 2012-2013 учебного года эти же воспитанники, но уже будучи группой пятого года обучения в конце первого полугодия выполняли письменную контрольную работу. Она составлялась мной с учётом предыдущих результатов. Группе детей с высоким уровнем освоения материала (4 человека) были предложены разные задания:
- построение интервалов и аккордов от разных звуков;
- построение интервалов и аккордов от одного звука;
- построение интервалов в гамме.
Результаты контрольной работы:
все учащиеся, которые в предыдущие годы имели высокий результат, справились с работой.
Остальным ребятам (4 человека) предлагалось самим выбрать задания. Воспитанники, реально оценив свои возможности, выбирали для себя карточки с заданиями.
Получились следующие результаты:
- высокий уровень - (0 ошибок) – 3 человека (75%);
- средний уровень – (1-2 ошибки) – 1 человек (25%);
- низкий у