Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Дворец детского (юношеского) творчества»
Конспект учебного занятия
музыкальной студии
(предмет сольфеджио)
1 год обучения.
Тема: Путешествие в страну Ритма
Дзержинск
2012г.
Цель: Закрепление пройденного материала. Создать условия, способствующие повышению эмоциональной и музыкально-творческой активности обучающихся, развитию образного мышления, чувства ритма и речи.
Задачи:
- Выработать у обучающихся навыков восприятия и воспроизведения
метроритмических упражнений.
- Способствовать воспитанию чувства метроритма, налаживанию
метрической пульсации.
- Свободно определять на слух ритмические обороты. Воспроизводить их.
- Развивать творческую свободу личности, инициативу и самостоятельность
обучающихся.
Оборудование:
- столы, стулья, доска, фортепиано.
- компьютер
- учебник «Сольфеджио. 1-2 класс» Баева, Зебряк.
- детские шумовые инструменты (маракасы, бубны, трещотки).
Ход занятия.
- Организационный момент.
Педагог: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну Ритма. Но чтобы туда попасть, нужно определить сильные и слабые доли в песне. Я буду петь песенку «Паровоз». Посмотрите, на доске записана мелодия этой песни. Постарайтесь вслушаться и определить в песне сильные и слабые доли.
(преподаватель исполняет песню из сборника Ветлугина Н., Дзержинская И., Комиссарова Л. «Музыка в детском саду»)
Педагог: Какие доли были сильными, а какие – слабыми?
( Ответы детей.)
Педагог: Правильно. Сильная доля всегда стоит в начале такта. Сильная доля - это музыкальное ударение, которое как мы называем?
(Учащиеся: акцентом).
Педагог: Давайте вместе споём эту песню и будем отмечать хлопком в ладоши сильную долю такта.
(Исполнение песни с хлопками на первую долю такта)
Педагог: Я определила по вашему пению, что вы правильно почувствовали сильную долю. Тогда садимся на наш паровоз и отправляемся в путь, в страну Ритма!
Педагог: На карточках выложен ритмический рисунок песни «Паровоз», давайте все вместе простучим его.
(Учащиеся отстукивают ритм карандашом по парте)
Педагог: Хорошо. А теперь я добавлю ещё ритмических карточек, простучу ритмический рисунок, а вы определите, по какой из карточек я простукивала ритм.
( Используются ритмические карточки 3-4 раза)
Педагог: Все молодцы, правильно отгадали ритм по карточкам, а это значит, что мы с вами уже попали в страну Ритма. Кто же в ней живет? Мы сейчас это узнаем, решив кроссворд (На доске)
По горизонтали:
1. Чередование в музыке звуков различной длительности.
2. Перерыв в звучании, или проще говоря – знак молчания.
3. Целая, половинная, четвертная, восьмая …
4. Отрезок мелодии от одной тактовой черты до другой.
По вертикали:
1. Обозначает число долей определенной длительности, образующих такт.
2. Степень быстроты движения.
3. Единица времени в музыке.
4. Музыкальное ударение на первую долю такта.
(Учащиеся отгадывают кроссворд, преподаватель вписывает в клеточки кроссворда правильные ответы детей)
Педагог: Теперь мы узнали, кто живёт в стране Ритма. Но что за странный конверт у меня появился? Это задания для вас приготовил король страны Ритма – Размер 2/4. Определите, к каким стихам подходят ритмические рисунки. Поставьте цифру, соответствующую ритму около стихотворения.
(Каждый учащийся получает карточку).
Педагог: Молодцы, справились с заданием.
Следующее задание Размера 2/4: Сочинить и записать мелодию в размере две четверти в тональности ре мажор на один из ритмов предыдущего задания.
Педагог: Хорошо, давайте посмотрим, у кого какая получилась мелодия.
(Педагог проверяет задание, исправляя ошибки)
Педагог: Посмотрите, нам Размер 2/4 приготовил свою песенку в тональности До- мажор. (Преподаватель вешает на доску плакат с надписью ступеней, ритма и слов). Но что это? Где мелодия? Здесь только обозначены ступени и длительности. Определим нужные ноты.
«Белка пела и плясала, словно заводная.
Все подмётки оттоптала, шла домой босая.»
Педагог: Давайте попробуем спеть песню сначала сольфеджио, а потом со словами. Дирижируем в размере 2/4.
Педагог: Хорошо. А теперь разделимся на две группы. Первая группа во время пения будет делать акценты на сильную долю такта топнув ногой, а вторая – на слабую долю такта будет хлопать в ладоши.
(Повторить задание, поменяв группы: первая – отхлопывает слабые доли, вторая – топает ногой на сильную долю)
Педагог: Молодцы. А теперь будем изображать оркестр и солиста.
(Учащиеся берут маракасы, трещотки, бубны и отстукивают ими по заданию преподавателя сначала каждую долю такта, затем – только сильную долю такта музыкальных примеров из сборника Ж.Металлиди «Мы играем, сочиняем и поём» для 1 класса, а один из учеников поёт мелодию данного примера)
Педагог: Хорошо. Поиграем ещё в одну игру, которую очень любит Размер 2/4 – «Маша и медведь». Правая рука – медведь, левая рука – Маша. Медведь идёт четвертными длительностями, вот так: (отстукивает четвертные длительности со счётом вслух). Пробуем все вместе. А Маша идёт восьмыми длительностями, вот так: (отстукивает восьмые длительности со счётом вслух). Пробуем все вместе. А теперь идут вместе и Маша, и медведь: (отстукивают четвертные и восьмые длительности со счётом двумя руками одновременно). Медведь и Маша поменялись местами. Теперь медведь – левая рука, Маша – правая рука (отстукивают четвертные и восьмые длительности со счётом двумя руками одновременно).
Педагог: Сейчас вы услышите произведение «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома» П.И.Чайковского. Во время прослушивания помогите деревянным солдатикам маршировать, отстукивая ритм карандашом по парте.
(Прослушивание: П.И.Чайковский. «Детский альбом». «Марш деревянных солдатиков».)
Педагог: Молодцы, все правильно определили ритм марша. А как вы думаете, ритм вальса отличается от ритма марша?
(Учащиеся: вальс – парный танец, основанный на плавном кружении в трёхдольном размере (3/4, 3/8, 6/8) и умеренно-быстром темпе.)
Педагог: Правильно. Сейчас будет звучать «Вальс» из «Детского альбома» П.И.Чайковского), а мы руками будем изображать плавные движения под музыку – как будто наши руки танцуют вальс.
(Прослушивание: П.И.Чайковский. «Детский альбом». «Вальс».)
Педагог: Молодцы. А теперь кто расскажет о польке?
(Учащиеся: полька – чешский народный танец. Польку танцуют парами по кругу, весело, непринужденно, в довольно быстром темпе. Музыкальный размер всех мелодий польки 4/4. В ритмическом рисунке польки сочетаются разные длительности: в каждом такте – две восьмых и одна четверть).
Педагог: Послушаем «Польку» из «Детского альбома» П.И.Чайковского и подумаем, какие ритмические карточки подойдут для этого произведения.
(Прослушивание: П.И.Чайковский. «Детский альбом». «Полька».)
Педагог: Молодцы, вы верно показали нужные карточки. Наше занятие подошло к концу. Но мы не будем прощаться со страной Ритма. Как вы уже поняли, влияние метроритмической пульсации на выразительность исполнения того или иного музыкального произведения велика. Музыка не может существовать без ритма. Поэтому у каждого музыкального произведения свой ритмический рисунок.