Пятница, 03.05.2024, 00:19
Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт педагога Ольги Викторовны Логиновой

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дворец детского (юношеского) творчества»

 

 

 

 

Конспект учебного занятия

музыкальной студии

(предмет сольфеджио)

 

1 год обучения.

 

 

 

 

 

Тема:  Путешествие в страну Ритма

 

 

 

 

Дзержинск

2012г.

 

Цель: Закрепление пройденного материала.  Создать условия, способствующие повышению эмоциональной и музыкально-творческой активности обучающихся, развитию образного мышления, чувства ритма и речи.

Задачи:

- Выработать   у   обучающихся   навыков    восприятия    и   воспроизведения   

  метроритмических упражнений.

- Способствовать    воспитанию    чувства    метроритма,     налаживанию    

  метрической пульсации.

- Свободно определять на слух ритмические обороты. Воспроизводить их.

- Развивать творческую свободу личности, инициативу и самостоятельность

   обучающихся.

 

 

Оборудование:

- столы, стулья, доска, фортепиано.

- компьютер

- учебник «Сольфеджио. 1-2 класс» Баева, Зебряк.

-  детские шумовые инструменты (маракасы, бубны, трещотки).

 

 

 

                                                         

 

 

 

 

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Педагог: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну Ритма. Но чтобы туда попасть, нужно определить сильные и слабые доли в песне. Я буду  петь песенку «Паровоз». Посмотрите, на доске записана мелодия этой песни.  Постарайтесь вслушаться и определить в песне сильные и слабые доли.

(преподаватель исполняет песню из сборника Ветлугина Н., Дзержинская И., Комиссарова Л. «Музыка в детском саду»)

Педагог: Какие доли были сильными, а какие – слабыми?

( Ответы детей.)

Педагог: Правильно. Сильная доля всегда стоит в начале такта.  Сильная доля - это музыкальное ударение, которое как мы называем?

(Учащиеся: акцентом).

 Педагог:  Давайте вместе споём эту песню и будем отмечать хлопком в ладоши сильную долю такта.

(Исполнение песни с хлопками на первую долю такта)

Педагог: Я определила по вашему пению, что вы правильно почувствовали сильную долю. Тогда садимся на наш паровоз и отправляемся в путь, в страну Ритма!

Педагог:  На карточках выложен ритмический рисунок песни «Паровоз», давайте все вместе простучим его.

(Учащиеся отстукивают ритм карандашом по парте)

Педагог: Хорошо. А теперь я добавлю ещё ритмических карточек, простучу ритмический рисунок, а вы определите, по какой из карточек я простукивала ритм.

( Используются  ритмические карточки 3-4  раза)

Педагог: Все молодцы, правильно отгадали ритм по карточкам, а это значит, что мы с вами уже попали в страну Ритма. Кто же в ней живет? Мы сейчас это узнаем, решив кроссворд (На доске)

По горизонтали:

1. Чередование в музыке звуков различной длительности.

2. Перерыв в звучании, или проще говоря – знак  молчания.

3. Целая, половинная, четвертная, восьмая …

4. Отрезок мелодии от одной тактовой черты до другой.

По вертикали:

1. Обозначает число долей определенной длительности, образующих такт.

2. Степень быстроты движения.       

3. Единица времени в музыке.

4. Музыкальное ударение на первую долю такта.

(Учащиеся отгадывают кроссворд, преподаватель вписывает в клеточки кроссворда правильные ответы детей)

Педагог: Теперь мы узнали, кто живёт в стране Ритма. Но что за странный конверт у меня появился? Это задания для вас приготовил король страны Ритма – Размер 2/4. Определите, к каким стихам подходят ритмические рисунки. Поставьте цифру, соответствующую ритму около стихотворения.

 (Каждый учащийся получает карточку).

Педагог: Молодцы, справились с заданием.

Следующее задание Размера 2/4: Сочинить и записать мелодию в размере две четверти в тональности ре мажор на один из ритмов предыдущего задания.

Педагог: Хорошо, давайте посмотрим, у кого какая получилась мелодия.

(Педагог проверяет задание, исправляя ошибки)

Педагог: Посмотрите, нам Размер 2/4 приготовил свою песенку в тональности До- мажор. (Преподаватель вешает на доску плакат с надписью ступеней, ритма и слов).  Но что это? Где мелодия? Здесь только обозначены ступени и  длительности. Определим нужные ноты.

          «Белка пела и плясала, словно заводная.

          Все подмётки оттоптала, шла домой босая.»

Педагог: Давайте попробуем спеть песню сначала сольфеджио, а потом со словами. Дирижируем в размере 2/4.

Педагог: Хорошо. А теперь разделимся на две группы. Первая группа во время пения будет делать акценты на сильную долю такта топнув ногой, а вторая – на слабую долю такта будет хлопать в ладоши.

(Повторить задание, поменяв группы:  первая – отхлопывает  слабые доли, вторая – топает ногой на сильную долю) 

Педагог: Молодцы. А теперь будем изображать оркестр и солиста.

(Учащиеся берут маракасы, трещотки, бубны и отстукивают ими по заданию преподавателя сначала каждую долю такта, затем – только  сильную долю такта музыкальных примеров из сборника  Ж.Металлиди «Мы играем, сочиняем и поём» для 1 класса, а один из учеников поёт мелодию данного примера)

Педагог: Хорошо. Поиграем ещё в одну игру, которую очень любит Размер 2/4  – «Маша и медведь». Правая рука – медведь, левая рука – Маша. Медведь идёт четвертными длительностями, вот так: (отстукивает четвертные длительности со счётом    вслух). Пробуем все вместе. А Маша идёт восьмыми длительностями, вот так: (отстукивает восьмые длительности со счётом вслух). Пробуем все вместе. А теперь идут вместе и Маша, и медведь: (отстукивают четвертные и восьмые длительности со счётом двумя руками одновременно). Медведь и Маша поменялись местами. Теперь медведь – левая рука, Маша – правая рука (отстукивают четвертные и восьмые длительности со счётом двумя руками одновременно).

Педагог: Сейчас вы услышите  произведение «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома» П.И.Чайковского. Во время прослушивания помогите деревянным солдатикам маршировать, отстукивая ритм карандашом по парте.

(Прослушивание:  П.И.Чайковский. «Детский  альбом».  «Марш деревянных солдатиков».)

Педагог: Молодцы, все правильно определили ритм марша. А как вы думаете, ритм вальса отличается от ритма марша?

(Учащиеся: вальс – парный танец, основанный на плавном кружении в трёхдольном размере (3/4, 3/8, 6/8) и  умеренно-быстром темпе.)

Педагог: Правильно. Сейчас будет звучать «Вальс» из «Детского альбома» П.И.Чайковского), а мы руками будем изображать плавные движения под музыку – как  будто наши руки танцуют вальс.

(Прослушивание:  П.И.Чайковский. «Детский  альбом».  «Вальс».)

Педагог: Молодцы. А теперь кто расскажет о польке?

(Учащиеся:  полька – чешский  народный танец. Польку танцуют парами по кругу, весело, непринужденно, в довольно быстром темпе. Музыкальный размер всех мелодий польки 4/4. В ритмическом рисунке польки сочетаются разные длительности: в каждом такте – две восьмых и одна четверть).

Педагог: Послушаем «Польку»  из «Детского альбома» П.И.Чайковского и подумаем, какие ритмические карточки подойдут для этого произведения.

(Прослушивание:  П.И.Чайковский. «Детский  альбом».  «Полька».)

Педагог: Молодцы, вы верно показали нужные карточки. Наше занятие подошло к концу. Но мы не будем прощаться со страной Ритма.  Как вы уже поняли, влияние метроритмической пульсации на выразительность исполнения того или иного музыкального произведения велика. Музыка не может существовать без ритма. Поэтому у каждого музыкального произведения свой ритмический рисунок.

 

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 5
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz